22.12.2018

Путь Украины к автокефалии

Путь Украины к автокефалии

№48, 20 декабря 2018г.

15 декабря 2018 года в нашей стране произошло событие, значимость которого имеет огромное значение не только для Украины, но и колоссальное значение для всего православного христианства – Великий Собор в святой Софии Киевской избрал предстоятеля новой Украинской Православной Церкви, которому будет вручен томос об автокефалии.
Автокефалия (autos – сам, kephale – голова, с греч.) – самоуправление и административная независимость поместных православных церквей.
Мировое христианство разделено на две ветви – католицизм (Ватикан, Папа Римский – западный обряд) и православие (Константинополь, Вселенский Патриарх, восточный (греческий) обряд).
С установления христианства на Руси в 988 году церковь подчинялась Константинополю, так как государ-ственной религией было избрано христианство восточного (греческого) обряда. Чтобы укрепить власть князя (государства) с помощью религии, придав ей вес и значимость, попытки получения автокефалии – самоуправления и админнезависимости поместных церквей от Константинополя предпринимались чуть ли не с момента христианизации Руси. При князе Ярославе Мудром митрополичья кафедра была отдана Иллариону Руському, а не Константинопольскому. Позже была канонизация мучеников Бориса и Глеба после их смерти в 1072 году, как 1) попытка создания пантеона святых родной земли; 2) пример слияния княжеской и религиозной власти в укрепление её влияния. Ещё одним ярким примером и попыткой провозгласить автокефалию может служить митрополит Климент Смолятич, ставленник великого князя Изяслава Мстиславича, которому князь отдал митрополичью кафедру в 1147 году. А потом наступил период кризиса средневековой Руси (с XIII столетия), когда былое единство Киевского государства сменилось феодальной раздробленностью и после монгольского нашествия русские земли и княжества оказались под властью Джучиева улуса (Золотой Орды), а позже и польско-литовской унии. И в этот период как никогда остро стояла проблема выживания самого православия на этих землях и вопрос об автокефалии был отодвинут во времени.
После возобновления в 1620 году православной иерархии церковь приобретает черты национальной украинской церкви, особенно при митрополите Петре Могиле. В народно-освободительной войне во главе с Богданом Хмельницким она была одной из наивлиятельнейших сил и мотиваторов – «За православну віру, за рідну церкву!».
С утверждением Московского патриархата, а особенно после Мартовских статей 1654 года (договор о сотрудничестве с Россией), где о религии ничего не было сказано, роль Киевской митрополии постепенно угасала. Единственным заметным в Европе центром духовной жизни Украины оставалась Киево-Могилянская академия, но и её лучшие кадры «рекрутировались» в Москву. Ярчайшим примером такого рекрутинга может послужить Феофан Прокопович.
В 1686 году Константинопольский патриарх Дионисий (по прозвищу «мздоимец») передает Москве право назначать Киевского митрополита, передав Киевскую митрополию из юрисдикции Константинополя в юрисдикцию Москвы. Уже через год, в 1687 году Дионисия Константинопольского сместили с престола патриарха и лишили духовного сана, в том числе и за передачу Киевской митрополии Москве. Но сила скандала была так велика, что отменить это решение без имиджевых потерь для Константинополя не удалось бы, поэтому многие из принятых Дионисием решений не были отменены, в том числе и по Киевской митрополии.
В 1700 году в Москве умирает патриарх Адриан. Более 20 лет понадобилось Петру I (реформатору), чтобы упразднить патриаршество и утвердить Священный Правительствующий Синод – бюрократический аппарат для контроля за делами церкви, руководимый обер-прокурором, назначавшимся на эту должность царем. Священный Синод, наполовину состоявший и рукодимый светскими людьми, представлял собой подобие министерства православия – очень весомое и значимое для власти. (Церковь была в то время крупным латифундистом и к её помощи обращалось не одно правительство).
Давление церковников на принятие многих светских решений изменилось кардинально, когда указом Екатерины II РПЦ была лишена своих огромных земельных владений, отошедших государству. Теперь церковь стала полностью контролируемым и зависимым от самодержавия элементом государственного бюрократического аппарата и орудием русификаторской политики на необъятных просторах Российской империи. И в угоду Москве, и из личного пренебрежительного отношения к «холопьям» украинский епископат, состоявший из представителей богатого сословия, ощутимо приложил усилия к нивеляции национальных черт православия в Украине. А о полном контроле церкви государством говорит ещё и тот факт, что государство «заказывало» анафему (осуждение) в церкви политическим деятелям. Самым ярким примером тому может служить провозглашение в церкви анафемы украинскому гетьману Ивану Мазепе.
В условиях сращения верхушки церкви с самодержавием не могло не возникнуть недовольств. Среди низшего украинского православного духовенства и интеллигенции украинофобская политика неоднократно получала отпор. В середине XIX века национально-демократическая общественность, деятели Кирилло-Мефодиевского братства начали активно поднимать вопрос об автокефалии православия в Украине. Это движение ещё более активизировалось в XX веке. Революционные всплески 1905-1907 годов, падение самодержавия в 1917 году привели к тому, что в 1918 году был упразднен Священный Синод, руководивший РПЦ почти 200 лет!
Провозглашение УНР в 1918 году дало мощный толчок к автокефализации Украинской церкви, избравшей митрополитом УАПЦ Василия Липкивского в 1921 году рукоположением (по Александрийскому обряду) всех учавствующих в Соборе священников. Были попытки канонизации этой церкви в Константинополе, не увенчавшиеся успехом. УАПЦ к середине 30-х годов была уничтожена карательными отрядами, священники подвергались репрессиям и физическому уничтожению. Украинская Автокефальная православная церковь продолжала свою деятельность в эмиграции, а возрождение и официальную регистрацию в Украине получила в 1990 году.
УПЦ (Киевский Патриархат) – создана и зарегистрирована в Украине в 1992 году Собором в Харькове через слияние части приходов УАПЦ и УПЦ. До 15 декабря 2018 года в Украине было зарегистрировано и действовало три крыла Украинской Православной церкви – Автокефальная, Киевский патриархат и Московский патриархат. С избранием митрополита Украинской Православной церкви на Соборе в Киеве с участием экзархов Константинополя и благословением патриарха Варфоломея и с получением томоса 6 января 2019 года новая объединенная Украинская Православная церковь станет 14-ой Автокефальной поместной православной церковью в мире, одной из самых значимых и крупных, что значительно поднимет авторитет Украины и в религиозном и в светском мире.

Ася Оскольная

От редакции. «Франт» готов к обсуждению данного события, в т.ч. выражению и других взглядов на своих страницах.